Открытое занятие в старшей группе по развитию речи «Осень золотая». Воспитатель: Утакаева С.И. Конспект НОД по развитию речи в старшей группе по тему «Осень золотая» Цель: обобщить знания детей по теме: “Осень”. Задачи: образовательные: уточнить и расширить знания детей об осенней поре года; активизировать словарь детей по теме занятия; совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы; сформировать у детей обобщенное представление о лесе, деревьях в осенний период. развивающие: развивать познавательный интерес детей, их внимание и память; развивать интерес к выполнению заданий. воспитательные: воспитывать у детей бережное отношение к природе; развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом. Здоровьесберегаюшие: создание эмоционального комфорта и психологической безопасности. Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие ,познавательное развитие ,физическое развитие ,речевое развитие. Оборудование: конверт с письмом и заданиями от Осени; 3 осенние картины (золотая осень, дождливая и поздняя); листочки из картона для дорожки; наборы элементов для создания картины осенней природы; аудиозапись «Звуки осеннего леса»; Вводная часть Воспитатель: Ребята, сегодня в наш детский сад пришло письмо. Хотите узнать, от кого оно? Да! Тогда отгадайте загадку: Несу я урожай, - Осень! - Да, ребята, это письмо от Осени. Давайте посмотрим, что же в конверте? Письмо: «На лесной опушке я краски разводила, Ребята, я вас приглашаю в осенний лес». - Принимаем приглашение осени? - Да! Тогда - в путь. Чтобы попасть в лес, нужно пройти по осенним листочкам и не сбиться с пути. Ребята идут по осенним листьям, разложенным змейкой на полу - Вот мы пришли в осенний лес. Осенний лес - какое чудо! Листва ковром лежит повсюду. Деревья стройные стоят, Как хорошо в лесу! А зачем люди ходят в лес? -Чтобы подышать свежим воздухом А зачем осенью мы идем в лес, да ещё и поздней? -Собрать грибы - А давайте сейчас послушаем лес и определим его звуки. (Звучит аудиозапись «Звуки леса») Ребята, кто что услышал? - Шорох листьев, звук шагов в лесу, завывание ветра, шум деревьев, шум дождя. -Вот как нас встретил лес - зашумел, зашуршал, загудел. Чем-то пахнет в осеннем лесу? Вдохните поглубже. Чем же пахнет осенний лес? - Опавшей листвой, грибами. - Посмотрите, как много в лесу опавших листьев. А зачем деревья сбрасывают осенью листву? - Если листья не опадут, то зимой ветки могут сломаться от тяжести снега. - Да, правильно. Деревья готовятся к зиме, сбрасывая листву, они защищают себя. А ещё дерево всё лето с усердием запасает в стволах и на ветках крахмал, который при морозе превращается в сахар, вот этим веществом и питается дерево всю зиму. Воспитатель: – Ребята, давайте поиграем с вами в одну игру. Дидактическая игра «Подбери слова». - Для этого нам надо встать в кружочек. (Дети встают в кружок) Мяч осенний и волшебный будет в руки к вам скакать и вопросы задавать. Кому я брошу мяч, тот должен ответить на мой вопрос полным предложением. – Листья осенью (что делают) – Листья осенью желтеют и опадают. – Дождь осенью (что делает) – Дождь осенью идет. – Урожай осенью (что делают) – Урожай осенью убирают. – Птицы осенью (что делают) — Птицы осенью улетают. – Деревья осенью (что делают) — Деревья осенью роняют листья. – Звери осенью (что делают) — Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки. (Далее воспитатель обращает внимание детей на 3 различных изображения осени) - Ребята, а теперь посмотрите, на эти три картины. Что вы видите на них? Первая картинка солнечная, весёлая. А на второй картинке?
Птиц к югу отправляю,
Деревья укрываю,
Но не касаюсь елочек и сосен,
Кто я такая?
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник, и разделись клены, Пожелтели листья у берёзы.
Ветвями на ветру шумят.
Конспект открытого занятия по развитию речи "Осень золотая"